Лекция №3

Решение пермакультурных и биологических задач с помощью ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).
Ответить
Аватара пользователя
Александр
Любитель
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 16 дек 2014, 00:32
Контактная информация:

Лекция №3

Сообщение Александр » 29 апр 2016, 01:48

Лекция №3 Идеальный конечный результат (ИКР). Биологические ресурсы.

1.Идеальный конечный результат (ИКР).

"Идеальный конечный результат можно уподобить веревке, держась за которую, альпинист совершает подъем по крутому склону. Веревка не тянет вверх, но она дает опору и не позволяет скатиться вниз. Достаточно выпустить веревку из рук – падение неизбежно." Генрих Альтшуллер

Идеальный Конечный Результат – одно из базовых понятий ТРИЗ, прием решения задачи, при котором формулируется конечный результат с минимальными (в идеале нулевыми) затратами ресурсов (труда, денег, информации, времени, пространства, людей и др.) без усложнений и нежелательных эффектов, а затем в этом направлении ведуться поиски самого решения. С точки зрения теории, ИКР отражает основной закон развития техники - закон повышения степени идеальности, ИКР практически недостижим, но теоретически к ИКР можно подойти как угодно близко.

Пример. В 20-е годы XX века все волки в Йеллоустонском национальном парке были истреблены, и по причине отсутствия естественных хищников начали бесконтрольно размножаться олени, которые нанесли сильнейший урон местной флоре, так, например, практически вся растительность вдоль рек была съедена, что стало причиной прогрессирующей эрозии берегов рек. Экосистема национального парка становилась неустойчивой.

Но в 1995 году в парк было выпущено четырнадцать волков, которые конечно, не смогли съесть всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. В этих местах начала возрождаться растительность, за шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз. Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы. Волки также уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою сторону привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. В парк пришли медведи, так как они могли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод. Но самое удивительное, волки изменили течение рек, их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению. Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным в экосистему парка двадцать лет назад.

Для решения данной задачи было использовано минимальное количество ресурсов, поэтому это решение очень близко к идеальному. Можно сказать, что экосистема сама стабилизировалась, и это ключевое слово для формулирования ИКР. Рассмотрим, что дает прием ИКР [1]:

1. ИКР недостижим, но он четко показывает путь к сильному решению, показывает в «каком направлении думать». Это сильно сокращает число проб и ошибок.
2. По степени приближения реально полученных решений к идеальному, можно выбрать самое сильное решение. Каков ИКР, таково и решение.
3. Формулирование ИКР прекрасно развивает воображение, нестандартность и независимость мышления.
4. Формулирование ИКР сокращает зону поиска решений.
5. Формулирование ИКР помогает прогнозировать. Например, решение задач с использованием биологических эффектов является более идеальным с точки зрения затрачиваемых ресурсов и поэтому будет становиться все более востребованным. Например, использования раков для биомониторинга качества питьевой воды в Санкт-Петербурге на сегодняшний день является передовой технологией.

Правила поиска и формулирования ИКР:

1) Используйте ключевые слова ИКР, такие как сам, само, сама и др. Действие должно совершаться само собой без дополнительных механизмов, приспособлений и т.п., как говорят, «без ничего».
2) Не загадывайте наперед степень реальности осуществимого. Идеальность – это направление вперед-вверх. Суть в том, что любую задачу нужно решать в направлении повышения идеальности, стремиться к идеалу.
3) Не думайте заранее, как и какими путями будет достигнут ИКР.
4) Максимально используйте уже имеющиеся ресурсы (вещественные, энергетические, материальные и т.п., в первую очередь «даровые»).
5) Используйте шаблон идеального решения: «все остается неизменным, но желаемый результат достигнут» или «все остается неизменным, но нежелательный эффект исчез».
6) Приобретение полезного качества или устранение вредного не должно сопровождаться ухудшением других качеств или появлением вредного качества.
7) Идеальная система - это система, которой НЕТ, но все её функции выполняются!

Что касается пермакультуры, то причины ее эффективности как раз и заключаются в том, что практики пермакультуры стремятся к ИКР, путем максимального использования биологических эффектов, даровых (дешевых) ресурсов, сил природы, именно поэтому Масанобу Фукуока назвал свой метод натурального земледелия «Ничегонеделанием».
Вложения
pack-of-wolves.jpg
pack-of-wolves.jpg (210 КБ) 7170 просмотров
021141.jpg
021141.jpg (152.17 КБ) 7170 просмотров

Аватара пользователя
Александр
Любитель
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 16 дек 2014, 00:32
Контактная информация:

Re: Лекция №3

Сообщение Александр » 29 апр 2016, 01:58

2. Биологические ресурсы.

«— По щучьему веленью, - по моему хотенью…» Емеля

Одним из важнейших принципов пермакультуры является принцип использования биологических ресурсов (в терминологии ТРИЗ - эффектов): животных, растений, грибов и бактерий. Так расходуемая энергия используется более эффективно и уменьшается нагрузка на использование невозобновляемых ресурсов. Биологические ресурсы используются для обеспечения топливом и удобрениями, для вспашки, борьбы с вредителями и сорняками, для обеспечения круговорота питательных веществ, для расширения естественной среды обитания, для вентилирования почвы, для обеспечения пожарной безопасности и т. д. Рассмотрим примеры использования биологических ресурсов [2]:

Живой трактор: Куры, свиньи и козы запускаются на отгороженный участок, который подлежит очистке от сорняков или от излишней растительности. Там они делают свое дело, уничтожая все зеленое, культивируя и удобряя своими испражнениями почву. Затем животных перемещают на другой отгороженный участок, и там повторяется весь процесс.

Борьба с вредителями: Растения семейств зонтичных или сложноцветных, такие, как укроп, фенхель, маргаритка и календула, высаженные вокруг грядок в огороде и в саду, будут привлекать хищных насекомых, питающихся вредителями или паразитирующих на них. Небольшие водоемы - это идеальная среда для лягушек, также питающихся насекомыми. Подходящие скворечники и кусты обеспечат место обитания для птиц. Грибы, полезные бактерии или нематоды также могут быть использованы для борьбы с вредителями.

Удобрения: Животные перерабатывают питательные вещества путем поедания растительности или других животных и последующей отдачи удобрений в почву в виде экскрементов. Дождевые черви аэрируют почву и обеспечивают растения гумусом и питательными веществами. Их также можно собирать и давать на корм курам или рыбе, а кроме того, они активно перерабатывают огородные и садовые отходы, обеспечивая таким образом профилактику потенциальных заболеваний и защиту от вредителей.

Многие крупные деревья с хорошо развитой корневой системой зондируют нижние почвенные слои и таким образом добывают питательные вещества, которые недоступны для более мелких растений. Листву этих деревьев можно затем использовать в качестве мульчи, а также для улучшения почвы - как гумус.

Растения семейства бобовых (люцерна, фасоль, акация) обеспечивают достаточное содержание питательных веществ в почве путем извлечения азота из воздуха и последующей переработки его в своих корневых наростах за счет жизнедеятельности полезных бактерией.
В качестве биологических ресурсов можно также использовать пчел (опыление цветов и сбор нектара), колючие растения (изгороди), растения, подавляющие рост сорняков. Собаки также могут быть включены в это число (специально обученные особи для работы со скотом, в особенности с овцами).

При использовании биологических ресурсов, необходимо помнить, что ресурсы могут выйти из-под контроля и принести вместо пользы вред (в терминологии ТРИЗ - "вредный или нежелательный эффект"). Так, в этой роли может оказаться и скот, поедающий молодые деревья, и беглая овца в саду, и куры, которые разводят грязь на отведенном им месте. Это могут быть также чрезмерно разросшиеся деревья семейства бобовых, которые заслоняют свет для других растений.

Таким образом, решение пермакультурных задач с использование биологических ресурсов должно занимать одно из важных мест в арсенале пермакультурного дизайнера, т.к. такое решение наиболее приближенно к ИКР.


Задача № 11 Опыление в теплице

В обогреваемых теплицах можно выращивать овощи круглый год, но зимой без естественных опылителей завязывается меньше плодов. Предложите способы опыления цветов в зимний период.

Задача № 12 Задача царицы Савской

Царица Савская поставила перед царем Соломоном задачу: указать, какой из двух совершенно одинаковых букетов цветов живой, а какой - искусственный. Цветы нельзя трогать и нюхать. Внешне цветы совершенно неразличимы. Как Соломон решил эту задачу?

Задача № 13 Задача царя Мидаса

Согласно легенде, в древности царь Крита Мидас объявил творческий конкурс: тот, кто, отломив острый конец раковины, сможет пропустить через все изгибы, имеющие форму спирали, нитку, получит приз. Как бы Вы решили эту задачу?

Задача № 14 как остановить рост оврагов.

Овраги - страшный бич полей. Весенние воды смывают плодородный слой и с каждым годом все больше размывают склоны оврагов, увеличивая их площадь. Предложите способы борьбы с оврагами, используя биологические ресурсы.

Задача № 15 Книга джунглей

Какие биологические ресурсы использовал Маугли, чтобы победить красных собак и остаться при этом в живых?

Литература:

1) Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем? М.: «Просвещение», 1990 г.
2) Билл Моллисон, Рени Мия Слей. Введение в пермакультуру, 2004 г.

Ответить

Вернуться в «Решение изобретательских задач»