Лекция №1

Решение пермакультурных и биологических задач с помощью ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач).
Ответить
Аватара пользователя
Александр
Любитель
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 16 дек 2014, 00:32
Контактная информация:

Лекция №1

Сообщение Александр » 06 ноя 2015, 00:48

Лекция № 1 Творческий подход и пермакультура. Сравнение методов поиска творческих решений.

1. Творческий подход и пермакультура. В «Советском энциклопедическом словаре» под творчеством понимается: «Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью...» Другими словами, творчество - это особый вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание качественно новых ценностей. Все это в полной мере относится и к понятию пермакультуры, основатели которой, Билл Моллисон и Дэвид Холмгрен, определили ее как «систему дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей» [1], т.е. целью пермакультуры является создание качественно новых экосистем, при этом творческий подход в пермакультуре заключается в использовании человеком на все 100 % своего интеллектуального потенциала, воображения и наблюдательности, в поиске нужной информации, в генерации новых идей с учетом этического отношения к природе. Билл Моллисон написал об этом так: «Фукуока в своей замечательной книге «Революция одной соломинки», пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры. Если сказать в нескольких словах - это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней. Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчет всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них. Я бы сказал другими словами, что такой подход сродни айкидо, и суть его в том, чтобы разворачиваться под воздействием ударов, превращая неблагоприятные обстоятельства в собственную силу, и использовать позитивную сторону любого действия. Противоположный подход состоит в том, чтобы практиковать карате и наносить множество сильных ударов, пытаясь заставить землю давать больше, чем она дает в данный момент. Но если мы атакуем Природу, то мы атакуем (и в конечном счете разрушаем) самих себя» [2].

Философия пермакультуры близка каждому, кто хоть немного переживает за будущее планеты Земля, единственным ее минусом является то, что для русскоязычной аудитории пока доступно слишком мало информации о методах пермакультурного хозяйствования, актуальных для нашего климата, но как говорил Клод Гельвеций: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов», и т.к. пермакультура это тоже вид творчества, то мы можем попытаться возместить незнание некоторых фактов знанием принципов решения изобретательских задач [3,4], только необходимо расставить соответствующие экологические акценты. И для начала проведем экскурс в существующие в теории изобретательства методы поиска творческих решений и проведем их сравнение.

2. Сравнение методов поиска творческих решений.

2.1 «Метод проб и ошибок» (МПиО). Начнем с «Метода проб и ошибок», смысл которого заключается в простом переборе всех возможных вариантов решений. МПиО широко применял Т. А. Эдисон, например, в 1878 г. он приступил к решению задачи по созданию электрической лампы накаливания. В первых опытах нить накала из обугленной бумаги светилась 8 мин., из платины - 10 мин. Затем испытывались нити из сплава титана с иридием, из бора, хрома, молибдена, осмия и никеля, давшие плохие результаты. Следует новая серия проб: образцы нитей из 1600 различных материалов, снова неудача. Наконец, обугленная хлопчатобумажная нить светиться 13,5 ч., а через 14 месяцев экспериментов нить из обугленного картона - 170 ч., из обугленного бамбука - 1200 ч.! Это был 1879 г. - позади около 6 тыс. опытов. А уже в 1880 г. он создает систему электроосвещения (генераторы тока, провода, выключатели, предохранители, патроны для ламп). Перебор огромного числа вариантов - характерная черта многих из 1093 изобретений Эдисона, и поэтому ему приходилось сводить к минимуму временные затраты, разделяя пробы между сотрудниками своего научно-исследовательского института, которых насчитывалось около тысячи.

2.2 «Мозговой штурм» (МШ). Низкая эффективности МПиО дала толчок к развитию метода «Мозговой штурм», который появился в 40-ых годах XX века и окончательно оформился с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение» в 1953г. В МШ творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей - краткий сеанс совместного поиска вариантов решения проблемы с упором на интуицию и этап экспертизы идей - критический анализ идей с применением формально-логических аналитических методов. Правила на этапе генерации: запрет критики; запрет обоснования выдвигаемых идей; поощрение всех идей, даже нереальных и фантастических; на этапе анализа: выявление рациональной основы каждой идеи. Этот метод более эффективен, чем МПиО, но имеет и недостаток – в процессе генерации идей невозможно управлять ходом решения задачи для целенаправленного выхода на сильное решение. Практика применения МШ показала, что ни в чистом виде, ни в многочисленных вариантах своих модификаций сложные задачи техники он не решает.

2.3 «Синектика». Следующий метод назвается «Синектика», что в переводе с греческого означает «совмещение несовместимого», этот метод получил широкое распространение с выходом книги У. Гордона «Синектика: развитие творческого воображения» в 1961 г. При «синектическом штурме» в отличие от МШ допустимы элементы критики, а главное – предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на поиске аналогий:

прямой (как решались задачи похожие на данную),
личной или эмпатии (необходимо войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения),
символической (необходимо дать краткое образное представление сути задачи в форме парадокса),
фантастической (как бы эту задачу решили сказочные персонажи?).

Цель аналогий - сбить привычное представление о хорошо известных вещах (психологическую инерцию), взглянуть по-новому на «наследство из замороженных слов» и способов понимания, научиться мыслить парадоксально. В качестве примеров приведем символические аналогии к объекту «дерево»: неподвижная динамика, зеленый костер, качающаяся твердь, мягкая прочность, живой минерал, изменчивое постоянство, пористая плотность и т.д. Метод «Синектика» ориентирован не на погоню за количеством идей, а на всесторонний и глубокий анализ исходной проблемы и нескольких вариантов решения. Что касается эмпатии, то это один из перспективных приемов решения пермакультурных задач, так, например, Зепп Хольцер неоднократно говорил, что нужно представить себя на месте другого - растений, животных, человека и задать себе вопрос, хорошо бы ты себя чувствовал на его месте.

2.4 «Метод фокальных объектов». Был впервые сформулирован в 20-ых годах XX века Ф. Кунце (усовершенствован в 50-ых годах Ч. Вайтингом), и состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания объект), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию. Так, если случайным объектом взят тигр, а фокальным – «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д. Рассматривая эти идеи и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным решениям.

2.5 «Метод контрольных вопросов». Предусматривает применение списка наводящих вопросов. Существуют различные варианты таких списков. Назовем, к примеру, типичные вопросы, содержащиеся в них: «А если сделать наоборот?», «А если заменить эту задачу другой?», «А если изменить форму объекта?», «А если взять другой материал?» и т.д.

2.6 «Метод морфологического анализа» (автором является Ф. Цвикки), заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Так рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т.д. Элементами же для оси «источники энергии» могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т.д. Имея запись элементов по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов с неожиданными сочетаниями, что повышает эффективность этого метода по сравнению с МПиО, развитой вариацией которого он является.

2.7 ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Недостатком ранее рассмотренных методов, является то, что поиск решения ведется случайно, нет критерия выхода на сильное решение. Этого недостатка лишена ТРИЗ [5], которую начал разрабатывать с 40-ых годов XX века инженер-изобретатель Г.С. Альтшуллер. Проанализировав и сопоставив между собой десятки тысяч патентов на технические изобретения, он пришел к фундаментальному выводу, который был положен в основу ТРИЗ: существуют объективные законы развития технических систем, эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без перебора вариантов. Под технической системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, т.е. обладающая свойством эмерджентности, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций, например, болт (винт плюс гайка) обладает свойствами зажимать и удерживать детали, но этого свойства нет у отдельно взятых гайки и болта. Знание законов развития технических систем позволяет управлять творческим процессом и сразу выходить на сильные решения. Остановимся на самом значимом из них: развитие технических систем происходит в направлении повышения степени их идеальности (с точки зрения выполняемой полезной функции), при этом важно отметить, что развитие технических систем идет через выявление и разрешение противоречий. Остановимся на ТРИЗ более подробно в следующих лекциях.

Задача№1 Случай на ярмарке. На оптовой ярмарке в Нью-Йорке бизнесмены видели золотые монеты, упрятанные всего-навсего в открытый стеклянный бак с водой. При этом никто и не пытался стянуть такую лёгкую добычу, хотя возможность была! Наверняка, устроители ярмарки придумали какую-нибудь хитрость. Что это была за хитрость?


Задача№2 Безопасный удав. Часто с удавами выступают танцовщицы в варьете и цирках. Танцовщица - явно не дрессировщица, но не боится играть с удавом, обвивать его вокруг своего тела. Как этого можно добиться?


Задача№3 Символическая аналогия. Символическая аналогия – это нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта. Литературным аналогом символической аналогии является оксюморон, а ее поэтической формой можно считать метафору.

Примеры: храповой механизм – непрерывная прерывистость, пламя – видимая теплота, компьютер – мертвая жизнь, мрамор – радужное постоянство, семья – гармония противоречий, маятник – идущая неподвижность.

Найдите символическую аналогию к следующим объектам: гриб, лист, муравейник, червяк, река, гора, пещера.


Задача№4 Одинокий волк. При охоте на волков охотники придерживаются следующей тактики, обнаружив свежий след, выходят по нему на дневку волков, которую они обычно устраивают в густом ельнике. Дальше охотники офлаживают это место и отстреливают хищников. Но однажды они по свежим следам вышли на дневку волка, которая была расположена в чистом поле. К такому волку невозможно было подойти на расстояние прицельного выстрела. Назовите причину, по которой дневка этого волка была расположена именно в поле?

Решите задачу с помощью метода личной аналогии (эмпатии), когда необходимо войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения.



Задача№5 Лошади и мошки. Известно, что лошади отгоняют оводов, слепней, мошек своим хвостом. Но до головы хвостом не дотянуться. Как в этом случае они поступают?

Литература:


1) http://ru.wikipedia.org/wiki/Пермакультура
2) Билл Моллисон, Рени Мия Слей. Введение в пермакультуру, 2004 г.
3) Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем? М.: «Просвещение», 1990 г.
4) Альтов Г.С. И тут появился изобретатель - М.: «Детская литература», 1984 г.
5) http://ru.wikipedia.org/wiki/ТРИЗ

Ответить

Вернуться в «Решение изобретательских задач»